Дядя Коля

Примерно в то же время, когда мой дед Никифор Егорович Вдовин сражался с немцами под Ржевом, обороняя от врага столицу СССР Москву, мой дядя Коля, брат отца, воевал на Юго-Западном фронте.

Николай Васильевич Хворов поступил в Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиатехников
О том, что кроме сестры у отца был ещё и брат, я и не знал! Вернее, знал, но подзабыл. У бабушки Ольги, помнится, портрет Николая висел на стене: он был в лётном шлеме с очками. Вновь глаза открыла найденная после смерти папы автобиография, написанная им от руки в средине 1950-х годов, видимо оставшийся черновик. Там отец упоминает погибшего на войне брата.
Считается, что Сталинградская битва является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества, которая наряду со сражением на Курской дуге стала переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу.

Николай Васильевич Хворов (стоит) поступил в Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиатехников
Из Донесения № 4970 о безвозвратных потерях 1-го гвардейского механизированного корпуса от 19.02.1943 г., найденного на сайте «ОБД Мемориал», видно, что Николай Васильевич Хворов воевал в 3-й механизированной бригаде 1-го гвардейского механизированного Венского орденов Ленина и Кутузова корпуса. Правда тогда у корпуса почётного звания «Венский» и ордена Кутузова II степени ещё не было, а вот орден Ленина уже был. Он достался по наследству от 1-й гвардейской стрелковой дивизии, на базе которой формировался корпус.
Что было в это время там, где воевал дядя Коля?
Корпус вошёл в состав 3-й гвардейской армии, которая была создана в декабре 1942 года на основании директивы Ставки ВГК от 5 декабря 1942 года в составе Юго-Западного фронта в ходе переименования 1-й гвардейской армии. В состав армии кроме 1-го гвардейского механизированного корпуса, по состоянию на середину декабря входили: 14-й стрелковый корпус, 50-я гвардейская, 197-я, 203-я и 278-я стрелковые дивизии, 90-я и 94-я отдельные стрелковые бригады, 22-я мотострелковая бригада, а также три отдельных танковых полка.
Армия была введена в военные действия в ходе операции «Уран» – это кодовое название Сталинградской стратегической наступательной операции советских войск во время Великой Отечественной войны. Армия принимала участие в уничтожении войск противника на Среднем Дону и срыве попытки деблокирования окружённой группировки войск противника в районе Сталинграда.
- Донесение № 4970 о безвозвратных потерях 1-го гвардейского механизированного корпуса от 19.02.1943 г.
- Донесение № 4970 о безвозвратных потерях 1-го гвардейского механизированного корпуса от 19.02.1943 г.
- Именной списке безвозвратных потерь, умерших в 48 медико-санитарном батальоне 1-го гвардейского мехкорпуса в период с 1 по 10 января 1943 года
- Именной списке безвозвратных потерь, умерших в 48 медико-санитарном батальоне 1-го гвардейского мехкорпуса в период с 1 по 10 января 1943 года
- Указание места захоронения
- Учётная карточка воинского захоронения
- Учётная карточка воинского захоронения
- Список воинского захоронения
- Современный вид воинского захоронения
- Современный вид воинского захоронения
- Наградной лист на Николая Хворова
- Первая страница приказа о награждении
- Николай Хворов в списке награждённых
- Книга памяти. Алтайский край. Том 7». Страница 650.
- «Похоронка» на Николая Хворова. 1 марта 1943 г. (Оборот)
- «Похоронка» на Николая Хворова. 1 марта 1943 г.
В 1943 году, с января по февраль, армия участвовала в Ворошиловградской наступательной операции, затем была переведена в район Северского Донца, где принимала участие в оборонительных боях.
В ходе Сталинградской наступательной операции были уничтожены две немецкие, разгромлены две румынские и одна итальянская армии.
Гвардии сержант Николай Васильевич Хворов, судя по строке в Именном списке безвозвратных потерь, умерших в 48 медико-санитарном батальоне 1-го гвардейского мехкорпуса в период с 1 по 10 января 1943 года, умер 6 января 1943 года от тяжёлого осколочного ранения в живот. Захоронен в станице Селивановская. На то время – Ростовской области Селивановского района, Селивановского сельсовета.
Немного о ранениях в живот.
Частота огнестрельной травмы живота (пулевые, осколочные ранения, минно-взрывные ранения и взрывные травмы) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. составляла всего 2–5 %.
История хирургического лечения ранений живота началась во второй половине XIX в., поскольку медицина доантисептического периода в отношении этих ранений была практически бессильна. Тем не менее, из-за поздней эвакуации результаты лапаротомий (разрезов брюшной стенки) были столь плохими, что большинство хирургов продолжало применять при ранениях живота консервативное (нехирургическое) лечение. Лишь большой опыт, полученный в ходе первой мировой войны, позволил доказать преимущества активной хирургической тактики. Одним из первых её сторонников в России стал В.А. Оппель.
Великая Отечественная война подтвердила правильность сложившихся представлений об активном оперативном лечении ранений живота. Общая летальность при проникающих ранениях живота достигала, по опыту Великой Отечественной войны, 63 % (в конце войны – 34 %), во время войны в Афганистане – 21,3 %, в боевых действиях на Северном Кавказе – 14,7 % в первом конфликте и 10 % во втором.
Правильно указан и военкомат, которым он призывался: Дзержинский ГВК, Горьковская обл., г. Дзержинск. В домашнем адресе тоже ошибок нет: Горьковская область, ст. Сейма, ул. Горького, 192. Мать – Хворова Ольга Михайловна.
Здесь же, на сайте «ОБД Мемориал» имеется учётная карточка воинского захоронения, есть списки 147 захороненных бойцов. Сейчас это место – станица Селивановская Милютинского района Ростовской области России.
В интернете нашлись фотографии этого мемориального комплекса.
Дальнейшие поиски привели меня на другой сайт – «Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Здесь поисковые запросы дали ещё более интересный результат.
Найдены наградные документы на гвардии сержанта Николая Васильевича Хворова, который представлялся к награждению медалью «За отвагу». Всё совпадает: и номер бригады, и корпуса, и звание и год рождения. Только вот военкомат не Дзержинский, а Чкаловский, но тоже Горьковской области. Домашний адрес, к сожалению, замазан из добрых побуждений. Смущает ещё одно: не сумел я найти д. Будковичи в районе боевых действий, где он «…лично убил 16 немцев и со своим отделением захватил в плен 23-х солдат и офицеров противника».
По семейной легенде «мамин отец, дед Никифор, погиб в годы Великой Отечественной войны, будучи в разведке от руки фашистского снайпера». А может кто-то что-то перепутал и речь шла о Николае Васильевиче Хворове? В наградных документах он – командир отделения разведчиков.
Может ли быть столько совпадений? Может. Потому, что есть ещё один документ: «Книга памяти. Алтайский край. Том 7». На странице 650 запись:
ХВОРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, род. 1923, русский. Призв. 1942, рядовой. Пропал без вести 1944.
В любом случае, надо искать другие документы и факты. Думаю, что потомки продолжат начатое дело, если я его не доведу до конца.
1 Ответ
[…] Вкратце расскажу об этих функциях на примере фотографии своего дяди, погибшего в Великую Отечественную войну. […]