Из аналога в цифру!
Идея оцифровки старых снимков, сделанных на разные плёночные фотоаппараты, побывавшие в руках не только моих, но и моей жены, возникла не так давно. Конечно, если быть точным, то я и раньше этим занимался, используя сканер со слайд-модулем. Очень радовали удивлённые глаза родственников, увидевшие стародавние фотографии, да ещё и в цвете.
Но делал я это исключительно по нужде или из-за желания пошалить – надо, достал нужный слайд, оцифровал и использовал по необходимости. Хотя идея оцифровки постоянно витала ненавязчиво в голове, ну, как идея не первой необходимости – вынашивалась.
Но недавно один из друзей, Владимир Куник, отдал мне целую подборку оцифрованных плёнок своего отца, фотографа-любителя. Сказал, что потратил на оцифровку на сканере около полугода. Тогда и возникло у меня окончательное желание оцифровки всего фотоархива, особенно слайдов, т.к. фотокарточки с них никто никогда не печатал, а семейные просмотры слайдов через диапроектор постепенно ушли в прошлое и окончательно прекратились.
Покупать сканер со слайд-модулем ради этого не стал, клянчить у кого-то и быть обязанным не хотелось, а потому проблему решил подручными средствами. К тому же оцифровка сканнером дело долгое и утомительное, т.к. сканирование в высоком разрешении идёт черепашьими шагами и вымотает нервы любому самому уравновешенному человеку.
Для начала изучил материалы по этому вопросу, размещённые в Интернете, а их там предостаточное количество. Выслушал мнения местных фотографов-советчиков. Потом начал думать, как воплотить идею применительно к моим собственным потребностям и возможностям. А задачи были поставлены перед собой самые простые: сканирование должно проходить быстро, качество (разрешение) снимка – чем выше, тем лучше. Конечный результат – после быстрой минимальной обработки на компьютере, возможность просмотра фотографий на экране телевизора в формате Full HD, что на простом языке означает 1920 х 1080 пикселей.
Самый приемлемый итог получался с использованием цифровой фотокамеры. Модель камеры не важна – используем то, что есть.
Схема устройства выглядит следующим образом. Свет проходит через кадр на плёнке и попадает через объектив на матрицу цифрового аппарата.
Надо решить несколько несложных задач. Закрепить фотоаппарат и плёнку, создать или правильно установить источник света. Выбрать правильные параметры съёмки.
Из имеющихся в доме вещей была создана конструкция. В качестве станины использован старый фанерный ящик, некогда использовавшийся в качестве картотеки. Только ящик был перевёрнут вверх дном. На одном конце был закреплён протяжный механизм фотоплёнки от
фотоувеличителя «Ленинград – 5У». Чтобы плёнка не съезжала под собственным весом, использованы упоры из обыкновенных бельевых прищепок. А чтобы всё выровнять по продольной оси ящика просверлены несколько отверстий для крепления фотоаппарата. У меня модель Nikon D5100, но могут быть и другие – их огромное количество и «мыльниц», и цифровиков. Крепление осуществляется винтом со соответствующей резьбой – у меня резьба крепления фотоаппарата к штативу ¼”. Я, например, использовал винт от кожуха старенького «Зенита-TTL», хотя аппарат можно и вообще не фиксировать винтом, если использовать выносной пульт управления затвором. У меня, например, кнопка MC-DC2. Но для соосности объектива и объекта съёмки – я рекомендую всё же это сделать. Чем точнее мы выставим объектив фотокамеры относительно плёнки, тем меньше в дальнейшем работы в фоторедакторе на компьютере.
Центр кадра в протяжном механизме фотоплёнки от фотоувеличителя «Ленинград – 5У» составляет примерно 57 мм, а центр объектива фотоаппарата – 37 мм. Искажение можно убрать или наклоном фотокамеры, или её поднятием над плоскостью крепления. В большинстве случаев этими искажениями вообще можно пренебречь. Научная точность, как правило, не нужна. В конечном счёте, если уж приспичит, можно подправить в фоторедакторе на компьютере.
Второй важный вопрос качества – источник чистого белого света, которой пройдёт через плёнку и ляжет на матрицу фотоаппарата. В Интернете можно найти массу предложений на этот счёт. Некоторые я даже попробовал. А выбрал самый простой и надёжный. Я ставлю свой планшет с чистым белым листом – создал картинку с белым фоном. Думаю, что сгодится и смартфон. Естественно, что выключение дисплея планшета отключено, а яркость стоит на полную мощность. Пробовал делать подсветку диодной лампой, лампой через лист бумаги – не то. И текстура бумаги просвечивает, и заводские пометки на лампочке. А планшет даёт равномерный свет по всему кадру. Возможно будет хорошо подсвечивать через матовое стекло, но сам не пробовал – не нашлось такового.
Кстати, по механизму перемотки плёнки есть тоже варианты. Один друг, фотограф Александр Башура, советовал использовать механизм какого ни будь старого фотоаппарата без объектива, а в интернете есть примеры изготовления протяжки из обыкновенной бумаги. Каждый выбирает сам, что использовать. Главное – принципиальная схема работы.
Ещё одна важная проблема, которую пришлось решать – размер кадра на выходе. Дело в том, что возможности моего объектива ограничены его характеристиками. В частности, мой стандартный объектив Nikon 18–55mm f/3.5–5.6G имеет минимальную дистанцию фокусировки 28 см. При этом нужной информацией заполняется только 1/9 часть кадра. Чтобы фотографировать с более высоким разрешением нужен макрообъектив. Но такой объектив для этих целей – дорогое удовольствие. Хорошая замена – насадка на объектив. У моего друга, Владимира Жуковского, оказалась в запасе дешёвая покупка из Китая: 0,45 x 52 мм широкоугольный макро-объектив для Nikon (D3200, D3100 D5200, D5100) LF036-SZ. С этой насадкой я могу поставить фотоаппарат почти вплотную к плёнке – заполнение кадра полное, но за это получаем другую проблему – небольшое искажение или дисторсию. Иногда надо с ней бороться, иногда – нет. Всё зависит от замысла художника. Штуковина нужная, но не дорогая.
Ну, и ещё об одном приспособлении. Теперь для оцифровки слайдов. Ну не будете же вы вынимать каждый раз плёнку из слайд-рамки и вставлять её куда-то ещё для пересъёмки. Нудное занятие, которое неподготовленного человека может довести до бешенства. Выход нашёлся тоже весьма простой. Но опять же всё зависит от того, что у вас пылится в кладовке или на чердаке.
У меня нашёлся старенький диапроектор «Этюд-2с», а в нем удобная рамка для смены слайдов. Некоторое время пришлось поразмышлять над тем, как закрепить эту рамку на той же станине. Хотелось сделать уж совсем универсальный аппарат. И вдруг на глаза попалась пластиковая карточка сотового оператора. Примерил – тот самый размерчик! Осталось подобрать нужную толщину с помощью ещё нескольких карт, нашедшихся в разных ящиках стола. И вот уже можно сканировать-фотографировать слайды по той же технологии.
Да! Важный момент. Съёмку лучше делать в темноте или при зашторенных окнах, можно использовать жалюзи на окнах. Чем меньше постороннего света, тем более естественной будет снимок. При работе с цветными позитивами и негативами это очень важно, хотя и на чёрно-белом снимке блики будут заметны. Имейте это ввиду. Кстати через час-два однообразная работа по фотографированию изрядно надоедает. Так что смело планируйте работу на вечерние часы, когда другие члены семьи увлечены очередным сериалом или футболом и не будут вам мешать.
И, наконец, о параметрах съёмки. Я остановился на режиме приоритета диафрагмы. Диафрагму выставляю минимальную, например – 11. За счёт этого глубины резкости хватает чтобы захватить весь кадр, ведь плёнка имеет не идеально ровную поверхность. Замер экспозиции – центр-взвешенный или матричный, зона автофокусировки – любая, экспериментируйте, если поставите «авто» – не ошибётесь. Я использую именно автофокусировку в таком тонком деле – она не подводит. Автоматическое управление чувствительностью ISO отключено, а сам параметр выставлен на минимальное значение – 100.
Разумеется, в зависимости от модели цифрового аппарата могут быть использованы другие параметры. Идея проста: для уменьшения шума ISO ставим на минимум, диафрагма для глубины резкости – на максимум, остальное в автоматическом режиме.
В ходе работы могут быть выдержки длинной до минуты и более, в зависимости от яркости источника подсветки и плотности кадра на плёнке. Это надо иметь ввиду.
Есть в оцифровке и плюсы. Кадры, считавшиеся когда-то испорченными от избыточной или недостаточной экспозиции процессор цифровой фотокамеры, спасает – вытаскивает практически из мусорного ведра.
Особенно мне нравятся кадры с черно-белой плёнки. На многие из них я сейчас смотрю по-новому. Из-за неопытности в те далёкие времена зачастую терялись тона и полутона в процессе проявки плёнки и особенно в процессе печати. И бумагу выбирали не так, и диафрагмой увеличителя почти не пользовались. Да и много ещё чего делалось неправильно – научить было некому.

Та самая дешёвая покупка из Китая: 0,45 x 52 мм широкоугольный макро-объектив для Nikon (D3200, D3100 D5200, D5100) LF036-SZ
В общем, если у вас остались старые плёнки от фотоаппарата, не спешите их выбрасывать. Это не только достояние вашей семьи. Это история! Иногда на заднем плане можно увидеть такие редки экспонаты!
Разумеется, возникнет вопрос: можно ли использовать для этих целей мобильный телефон? Конечно же можно. Всё зависит от того, какие характеристики у вашего гаджета и что вы хотите получить на выходе. Например, у моего смартфона Huawei Ascend G7 матрица 13 Мп, чего вполне достаточно для оцифровки кадров, предназначенных для домашних альбомов и социальных сетей. Вопрос упирается лишь в фиксацию аппарата в момент съёмки. Если есть функция задержки срабатывания затвора – эта проблема не так страшна.
Ну, а как отработать полученные снимки на компьютере – это уже другая тема. Не сложная.
Примечание: иллюстрации сняты на камеру смартфона.