Несвижский замок Радзивиллов
Все сошлось как нельзя кстати. Настоятель православной церкви преподобного Симеона Столпника отец Георгий (Петровский) обмолвился в разговоре, что везёт детей в Несвижский замок Радзивиллов. Оказалось, что батюшка исполняет обязанности руководителя отдела религиозного образования и катехизации Слуцкой епархии. Владыко Антоний поручил ему организовать в качестве поощрения экскурсию для детей, активно принимавших участие в проведении первого епархиального утренника, посвящённого Рождеству Иисуса Христа. Естественно, что детей сопровождал не только отец Георгий, но и учителя средней школы №6 города Слуцка. Повезло и мне – оказалось одно свободное место в автобусе.
Мы посетили городскую ратушу и дворцовый комплекс, узнали историю знаменитого рода Радзивиллов, одного из самых древних родов не только Беларуси, но и Европы.
Несвижская ратуша является древнейшей среди построек городского самоуправления, сохранившихся на территории Беларуси. Её строительство было начато, по мнению ряда исследователей, по проекту итальянского архитектора Яна Марии Бернардони, после получения городом Магдебургского права. Привилегий на Магдебургское право Несвижу подписал в Гродно 23 апреля 1586 г. король Речи Посполитой и великий князь литовский Стефан Баторий. Это давало городу полноправное самоуправление, налоговые льготы, судебный иммунитет, выгодные условия для работы ремесленников и торговцев. Одновременно Несвиж получил и свой герб.
Дворцово-парковый ансамбль XVI-XIX стст. в г. Несвиже расположен в окружении прудов реки Уши. Инициатива возведения каменного замка принадлежит первому несвижскому ординату Николаю Христофору Радзивиллу «Сиротке». Начали строительство в 1583 г. С 1586 по 1599 гг. руководил возведением замка итальянец Ян Мария Бернардони. К началу XVIІ в. работы были в основном закончены. Вал до 20 метров высотой был укреплён камнем. По углам бастионов в ХVII в. были построены 4 оборонительные башни. Вдоль главной оси находилась каменная брама (ворота) с подъёмным мостом и 3-х этажный дворец с 8-мигранными угловыми башенками. Слева от брамы стоял 2-х этажный хозяйственный корпус, справа – 3-х этажная казарма с большой дозорной башней. Также в комплекс замковых построек входили: дом городничего, пекарня, конюшня, литейная мастерская. Строительство и перестройка дворцово-замкового ансамбля велась в ХVI-ХIХ вв., поэтому в нём сочетаются приёмы средневекового зодчества со стилями позднего ренессанса, барокко, классицизма и самобытное искусство местных мастеров.
Замок выдержал осады русских войск в 1655 и 1660 гг., но в 1706 г. был взят шведами, которые разрушили замковые постройки и бастионные укрепления. Во второй половине ХVIII – первой половине ХIХ вв. замок неоднократно осаждали русские войска.
Ремонтные, строительные и реконструкционные работы были начаты в 20-е годы ХVIII века. Восстановительными работами руководил архитектор Казимир Жданович. Он же являлся автором проекта часовни, построенной в 1740 г. и театрального зала (1748 г.) в одном из помещений комплекса. Специально к приезду короля Станислава Августа Понятовского (1784 г.) по проекту Л. Лютницкого рядом с часовней был оборудован «королевский зал». В это время интерьеры восстанавливались во многих помещениях замка. Строительством во второй половине ХVIII в. дополнительных корпусов, соединивших здания в единое целое, было окончено формирование замкнутого комплекса, который во многом сохранился до нашего времени.
Наибольшего расцвета несвижский замок достиг во время правления «Рыбоньки» и «Пане Коханку». Здесь хранился архив Великого Княжества Литовского. Замковая библиотека к началу 1770 г. насчитывала около 20 000 томов книг. Во второй половине ХVIII в. это была самая крупная частная библиотека на землях Речи Посполитой. В картинной галерее в 1770 г. находилось 984 картины. Уникальными были коллекции оружия, нумизматики, многочисленные ценности нескольких замковых сокровищниц и др.
После событий 1812 г. замок находился в запущенном состоянии аж до 1875 г. Большие реставрационные работы начали проводить только в последней четверти ХIХ – начале ХХ вв. под руководством Марии Дороты де Кастелян Радзивилл.
Под охрану государства дворец был взят в 1939 г., а в 2001 г. Дворцовый ансамбль передан на баланс Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж», в 2012 г. завершены реставрационные работы и для посетителей открылись экспозиционные залы.
Каковы впечатления? Они двоякие. Конечно же работа по восстановлению, как и в Мирском замке, проведена колоссальная. Однако удручает, что почти всё воссоздано в современное время. Портреты Михаила Казимира Радзивилла «Рыбоньки» встречаются на каждом шагу. Вернее, один и тот же, только в разной упаковке. Показано лишь несколько экспонатов реально принадлежавших Радзивиллам. Но они расположены так далеко от зрителя, что невозможно их рассмотреть. Например, в экспозиции якобы есть кровати, принадлежавшие кому-то из рода Радзивилов и купленные на европейских аукционах. Но стоят они даже не в соседней комнате, а через одну. Что можно разглядеть на таком расстоянии в дверной проём? Что говорить тем, у кого зрение никудышное? Фотографировать со вспышкой почему-то нельзя, а освещение для съёмки стандартными аппаратами довольно слабое – полное освещение намеренно не включается.
Вместе тем, порадовали виртуальные туры по замку на официальном сайте ГУ «Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», а вот фотогалерея слабовата.
В целом положительное впечатление, но с большой долей неудовлетворённости по случаю утраченных национальных ценностей.