Паломничество по святым местам Случчины – Лядно и Солтановщина
В прошедшую субботу удалось вырваться в паломническую поездку по приглашению моего приятеля Андрея Николаевича Попова, который не на шутку увлечён краеведением. Он руководит циклом открытых публичных лекций «Познай свой город». Цикл посвящён истории Слуцка, известным личностям, памятникам культурного наследия, храмам и монастырям, и организован отделом по делам молодёжи Слуцкой епархии и местными краеведами совместно с газетой «Інфа-Курьер». Идея проекта родилась в конце лета 2016 года, а в октябре он начал осуществляться. И хотя лекции изначально были рассчитаны в основном на молодёжь, оказалось, что постоянными посетителями стали всё же пенсионеры.
Это было «первое выездное заседание клуба», поэтому решили не ехать слишком далеко, ведь на случчине хватает своих исторических мест с интересной судьбой. Выбор пал на старинный храм в древнем местечке Солтановщина, а по дороге посетить недавно построенный и освящённый храм в агрогородке Лядно Слуцкого района.
Приход храма святителя Николая Чудотворца
Приход храма святителя Николая Чудотворца аг. Лядно Слуцкого района Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви был зарегистрирован как юридическое лицо 3 сентября 2008 года. Агрогородок расположен в Рачковичском сельсовете Слуцкого района и является центральной усадьбой совхоза «Рачковичи». Чин великого освящения храма в честь святителя Николая Чудотворца совершил епископ Слуцкий и Солигорский Антоний 21 мая 2017 года. Большую часть средств на строительство церкви пожертвовал человек, который пожелал не афишировать своё имя, хотя в Лядно его все знают. Известно, что он же оказал значительную материальную помощь в строительстве храма благоверного князя Александра Невского в г. Слуцке.
Настоятель
Нас встретил иерей Павел Сергеев. Он был возведён в сан священника в феврале 2017 года. Учится в Минской духовной семинарии. Почти с самого начала существования Слуцко-Солигорской епархии возглавляет отдел по делам молодёжи. Является председателем Братства в честь святой праведной Софии Слуцкой при слуцком храме святого благоверного Александра Невского, которое было организовано по благословению епископа Слуцкого и Солигорского Антония православной молодёжью.
- Паломничество по святым местам Случчины – Лядно. Отец Павел.
- Паломничество по святым местам Случчины – Лядно. Отец Павел.
- Лядно. Отец Павел рассказывает об устройстве престола
- Лядно. Отец Павел рассказывает об устройстве престола
- Паломничество по святым местам Случчины – Лядно
- Паломничество по святым местам Случчины – Лядно
- Паломничество по святым местам Случчины – Лядно
- Лядно. Отец Павел завёл нас на колокольню
- Паломничество по святым местам Случчины – Лядно. Автору посчастливилось ударить в колокола
- Паломничество по святым местам Случчины – Лядно. Фото на память
Он рассказал о краткой истории храма, разъяснил некоторые азы православия, устройство церкви и алтарной части, показал колокольню, ответил на вопросы. Как видим, батюшка возглавляет приход пока ещё не долго и говорить об окончании становления священника пока рано.
На прощание совместно помолились, отец Павел подарил в память о посещении храма иконки.
Солтановщина
Переезд в Солтановщину много времени не занял. Сейчас это агрогородок в Несвижском районе Минской области, находящийся в 10 километрах от райцентра и в 155 километрах от столицы Беларуси.
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
Считается, что деревня получила своё название от фамилии местного помещика Солтана, который был арендным владельцем земель Несвижских князей Радзивиллов и основал в этой местности фольварк, который был назван по его фамилии – Солтановщина.
Батюшка
Нас встретил протоиерей Олег Александрович Абрамович. Он родом из Владивостока Приморского края России, ему 48 лет, многодетный отец – пятеро детей.
С 1988 по 1990 гг. проходил службу в Советской армии, десантник, ветеран военной разведки.
В 1997 году рукоположен сначала в сан диакона, потом в сан иерея. В том же году назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Солтановщина.
В 2007 окончил Минскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия. Дипломная работа на тему: «Педагогические основы организации православного детского лагеря». В 2015 году получил учёную степень магистра богословия за сочинение на тему: «Педагогические методы воспитания подрастающего поколения в православных лагерях», кафедра практического богословия и церковного искусства Украинской богословской академии Карпатского университета.
В 2016 году возведён в сан протоиерея.
Сегодня протоиерей Олег является настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы аг. Солтановщина, храма святителя Николая Чудотворца аг. Юшевичи, храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя д. Кудиновичи Слуцкой епархии Белорусской Православной Церкви.
С 2016 года является основателем и духовником братства «Преображения Господня».
С 2002 года – руководитель православного слёта «Святая Русь».
Указом Правящего архиерея епископа Слуцкого и Солигорского Антония с июля месяца 2016 года назначен ответственным за реконструкцию одного из зданий в Несвиже для последующего учреждения в нем «Православного молодёжного духовно-просветительского и социального центра Несвижского благочиния».
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
Храм Святой Живоначальной Троицы
Отец Олег рассказал много интересного о своём жизненном пути, который тесно переплетается с возрождением храма Святой Живоначальной Троицы.
Когда именно учреждён Солтановщинский приход и построена в этой местности первая церковь – достоверно неизвестно. Местное предание свидетельствует, что данный приход был образован, и в нём существовала церковь с незапамятных времён.
Вот о чём, например, свидетельствует «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879).
- «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879)
- «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879)
- «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879)
- «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879)
- «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879)
- «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям» (Минск, 1879)
А в издании «Историко-статистическое описание Минской епархии» (1864) написано ещё меньше – всего несколько строк.
Из визитной описи церковного имущества, составленной в 1696 году, было видно, что в то время в Солтановщине существовали 2 деревянные очень ветхие, одна за другой разрушившиеся церкви. Следы этих церквей можно было ещё видеть в конце XIX столетия. Но в какое именно время эти церкви были построены, об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств.
Настоящая однопрестольная Свято-Троицкая церковь, расположенная в деревне Солтановщина, построена в 1826 году, трудами бывшего здесь униатского священника Александра Коленды, на собранные им добровольные пожертвования жителей окрестных сел на сумму 8000 польских злотых.
Существует описание данного храма за 1879 год: «Зданием церковь сия каменная, сложена на половину из кирпича и булыжника, имеет вид продолговатого прямоугольника, покрыта гонтом, без купола, снаружи выбелена мелом, кровля на ней окрашена. Фасад и здание сей церкви, не имея надлежащей законченности и приличной храму благовидности, более похожа на жилой дом, нежели чем на церковь… Вообще здание церкви в стенах крепко, покрыты полы, потолки и окна совершенно ветхи и нуждаются в капитальном ремонте с постановкой по крайней мере одного купола, необходимого для надлежащей благовидности храма… Иконостас дощатый, неблаговидный. Церковь вокруг обнесена каменной оградой из булыжника, и возле оной устроена в 1870 году деревянная на каменном фундаменте, трёхъярусная колокольня, на коей завешено 3 колокола весом: в 4 пуда и 9 фунтов, 2,5 пуда, 1 фуд и 13 фунтов».
- Священник Поликарп Строковский. Есть ли здесь его прах — не известно.
- Ченстоховская икона Божией Матери. Самая большая из известных на территории Беларуси
- Старинная икона Казанской Божией Матери
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Древняя фелонь или риза — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов. Ему более 100 лет, а выглядит, как новая.
- Древняя фелонь или риза — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов. Ему более 100 лет, а выглядит, как новая.
- Древняя фелонь или риза — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов. Ему более 100 лет, а выглядит, как новая.
- Древняя епитрахиль — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа. Ей более 100 лет!
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина. Отец Олег показывает старинный крест.
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина. Здесь хранятся частицы Креста Господня
- Редкая икона — Святой Меркурий Двухсабельник, по арабски «Абу Сеифэн». Коптская икона.
К Солтановщинской церкви принадлежала кладбищенская каменная церковь в деревне Куковичи (сейчас Копыльский район) во имя Воздвижения Креста Господня. Она была построена в 1806 году на средства прихожан. Так же была ещё одна приписная церковь в деревне Кудиновичи (Копыльский район). Она была построена прихожанами в 1870 году и освящена во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя.
Строительство церкви в данной местности связано с видением жительницы деревни Кудиновичи Пресвятой Богородицы, и появления после этого видения на месте будущего храма двух камней. Эти камни и в настоящее время находятся на месте первоначального появления. На одном из этих камней была видная стопа (по преданию Богородицы), а на втором выдавлено изображение креста, возле которого есть небольшое углубление, в этом углублении, независимо от поры года, появляется вода. Эту воду используют приходящие сюда больные люди и по вере исцеляются.
По статистическим данным 1879 год в состав прихода входили 9 следующих деревень: Солтановщина, Новосёлки, Грибовщина, Раковичи, Лесуны, Юшевичи, Славково, Кудиновичи, Куковичи и Наруцы. Самая дальняя из них была в 8 ми вёрстах от церкви. Прихожан насчитывалось: 1007 лиц мужского пола и 1051 – женского. За исключением 167 человек обоего пола – дворян, мещан и военных, все остальные 1891 человек были крестьяне собственники, преимущественным занятием которых было земледелие.
Церковь владела 2 мя волоками земли, которая была расположена между крестьянскими наделами в 6 ти отдельных полосах и состояла из 2 х отдельных усадеб.
Кладбищ, кроме приходского при Троицкой церкви, было ещё 7 в деревнях прихода, из которых самая дальняя находилась в 7 ми вёрстах от Солтановщины. Часовен на них не было установлено.
При церкви было учреждено церковно-приходское попечительство, а для обучения детей грамоте в каждой деревне были частные школы, которые содержались за счёт прихожан и находились под наблюдением священника. Но в педагогическом и материальном отношениях школы были в неудовлетворительном состоянии. Грамотность в приходе составляла не более 3%.
По штату на 1879 год причт состоял из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в это время был священник Поликарп Строковский, окончивший курс Минской Духовной Семинарии, священствовавший с 1837 года.
После священника Поликарпа Строковского в 1882 году настоятелем Солтановщинского прихода был назначен священник Николай Севчук.
По статистическим данным на 1887 год в приходских школах обучались: в церковно-приходской в Солтановщине – 24 мальчика, а в земских школах в деревнях Кудиновичи, Наруцевичи, Куковичи, Раковичи, Юшевичи – всего 70 мальчиков.
Во время проведения политики ревиндикации в 2019–30 х годах на территории Западной Белоруссии, входившей в состав Польши, куда вошла и деревня Солтановщина, Свято-Троицкий храм, как бывший униатский, не был закрыт.
В 1929 году в Солтановщиненском приходе в деревне Юшевичи была построена деревянная на каменном фундаменте церковь. Она была построена на средства прихожан и освящена во имя Николая Чудотворца.
С 1934 года по 1952 год настоятелем Свято-Троицкого храма был священник Алексий Шибковский.
С 1939 года по 1941 год приписные церкви в деревнях Кудиновичи и Куковичи были закрыты. В Кудиновичах церковь была закрыта в связи с укреплением советско-польской границы, которая проходила тогда как раз за деревней. Советские войска построили по сторонам древнего кладбища, на котором находилась церковь, 2 бетонных ДОТа.
С 1952 года по 1953 год Солтановщинский приход возглавлял священник Филипп Сидорчук.
С 1953 года по 1954 год на приходе служил священник Алексий Шибковский.
Согласно Указу от 29 октября 1953 года архиепископа Минского и Белорусского Питирима церкви в деревнях Куковичи и Кудиновичи, Бобруйской области, приписные к Солтановщинскому приходу, Барановичской области, были приписаны к Копыльскому Спасо-Вознесенскому храму, Бобруйской области и благочиния. В 1954 году обе церкви, согласно Указу за № 1851 Высокопреосвященнейшего Питирима, обратно вошли в состав Солтановщинского прихода, так как указанные выше деревни по новому районировнию вошли в состав Минской области.
С 27 мая 1955 года настоятелем Солтановщинского прихода был назначен священник Иоанн Версоцкий, который послужил здесь до 1956 года.
С 1956 года по 1957 год приход возглавлял священник Николай Дрозд.
С 1959 года по 1962 год настоятелем был игумен Николай (Самойлик). Отец Дмитрий был последним настоятелем до его закрытия.
В 1962 году Свято-Троицкая церковь была снята с регистрации и закрыта.
Во второй половине 1980-х годов Свято-Троицкий храм был открыт. Его настоятелями в то время были священник Алексий Зиновьев, а затем священник Георгий Комель.
С 1997 года по сегодняшний день настоятелем храма является священник Олег Абрамович.
- Паломничество по святым местам Случчины – Солтановщина. Фото на память.
- Андрей Попов благодарит за приём отца Олега
В заключении батюшка подарил всем иконки св. праведного Симеона Богоприимеца.
Кого заинтересовала работа отца Олега с детьми, предлагаю посмотреть этот видео сюжет. Тут, кстати, почти все действующие лица моего рассказа.